Российские производители автомобилей совместно с представителями научно-исследовательских институтов и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и стран СНГ обсудили выпуск в современных условиях автотранспортных средств на конференции «Конструктивная безопасность автотранспортных средств».
Начальник управления метрологии Росстандарта Александр Кузьмин заявил собравшимся, что «В условиях сложившейся ситуации в связи с введением в отношении России экономических санкций, из-за введенного Правительством России моратория на плановые контрольные (надзорные) мероприятия, вместо плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 2022 году Росстандартом предусмотрено проведение исключительно профилактических мероприятий». И это еще не все.
Для спасения отечественных автопроизводителей в условиях отсутствия комплектующих и проблем с логистикой Правительство РФ приказом № 855 установило до 1 февраля 2023 года особые «Правила применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Для соответствия этим правилам Росстандарт восстановил 7 устаревших и уже отмененных национальных и 1 межгосударственный стандарт, а также начал в режиме реального времени вести реестр по оценке соответствия таких транспортных средств.
В числе восстановленных стандартов:
- ГОСТ Р 50993-96 «Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности»;
- ГОСТ Р 51206-2004 «Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний»;
- ГОСТ Р 52302-2004 «Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний» и другие.
Новые правила позволяют:
- производить автомобили без антиблокировочной системы тормозов;
- производить автомобили без системы контроля устойчивости (ESP и пр);
- устанавливать моторы экологического класса ниже Евро-5 («Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — пояснили в Минпромторге)
- не устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Сейчас под эти правила подпадают пять крупных российских предприятий: АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, УРАЛ. Первое разрешение для производства по упрощенным требованиям получила Lada Granta.
Как уточнили в Росстандарте, при регистрации таких автомобилей в документах будут внесены отметки о том, что машины изготовлены в особом порядке. После истечения срока действия упрощенного режима автомобили можно будет по-прежнему свободно эксплуатировать на территории России и Белоруссии. Никаких обязательных доработок в них делать не придется. При этом, производители, если им под силу, могут выпускать и автомобили по современным стандартам.
Производителям изменения пришлись по душе. На АвтоВАЗе признали, что такое решение позволит в условиях нехватки ряда импортных компонентов продолжить производство автомобилей, в группе предприятий ГАЗ назвали упрощенные требования «расширением возможностей», а в КамАЗе сказали, что теперь потребители могут получить более дешевые в эксплуатации и надежные машины.